

Что же такое насилие? это форма принуждения со стороны одного человека по
отношению к другому с целью приобретения или сохранения определенных льгот или
привилегий, завоевания любого господства.
Виды насилия над детьми:
жестокое обращение с детьми;
пренебрежение основными нуждами ребенка;
оставление ребенка в опасности
Жестокое обращение с детьми – действие (или бездействие) родителей и других лиц,
наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка (побои, избиение,
угрозы в их адрес, внушение чувства страха и тд.), а также покушение на их половую
неприкосновенность. Жестокое обращение может проявляться в применении
недопустимых приемов воспитания детей, причиняющих вред их нравственному
развитию, а равно в пренебрежительном, грубом обращении, унижающем человеческое
достоинство.
Виды жестокого обращения:
I. Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку,
которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения
физического, психического здоровья, отставание в развитии.
Особенности психического состояния и поведения ребенка при физическом насилии:
боязнь физического контакта со взрослыми;
стремление скрыть причину травм;
плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными.
II. Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в
сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или
выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его
ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть
все негативные для себя последствия.
Особенности психического состояния и поведения ребенка при сексуальном
насилии:
несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, несвойственные
характеру сексуальной игры;
стремление полностью закрыть свое тело;
депрессия, низкая самооценка.
III. Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или
постепенное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и
приводящее к формированию патологических черт характера. К психическому насилию
относятся:
открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
угрозы в адрес ребенка, проявляется в словесной форме;
замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство
ребенка;
преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
ложь или невыполнение взрослыми своих обещаний;
однократное грубое психологическое воздействие, вызывающее у ребенка
психологическую травму.
Особенности психического состояния и поведения ребенка при психологическом
(эмоциональном) насилии:
постоянно печальный вид, длительное подавленное состояние;
различные соматические заболевания;
беспокойство, тревожность, нарушение сна;
агрессивность;
склонность к уединению, неумение общаться;
задержка физического и умственного развития;
нервный тик, энурез.
Действия сотрудников образовательных учреждений при выявлении фактов
жестокого обращения с ребенком.
1. В течение 1 часа с момента выявления признаков жестокого обращения с
несовершеннолетним педагогический работник сообщает руководителю
образовательного учреждения о выявленном случае.
2. В течение 1 часа с момента получения информации о выявлении признаков
жестокого обращения с несовершеннолетним руководитель образовательного
учреждения организует проведение медицинской оценки состояния ребенка,
подвергшегося жестокому обращению, зафиксировав данные в медицинской
справке.
3. В течение 1 часа с момента фиксирования факта жестокого обращения
руководитель образовательного учреждения сообщает по телефону, затем в
течение дня направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения
с ребенком в территориальный орган внутренних дел, органы опеки и
попечительства, муниципальную КДНиЗП.
4. В течение 1 дня со дня выявления факта жестокого обращения социальный
педагог проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка, по
результатам которого составляет акт обследования.
5. В случае если на момент факта жестокого обращения несовершеннолетний
находился на внутриведомственном учете в «группе риска», руководитель
образовательного учреждения инициирует внесение дополнительных
мероприятий в индивидуальную программу сопровождения семьи, включив
мероприятия по оказанию помощи несовершеннолетнему, подвергшемуся
жестокому обращению и его семье.
Пренебрежение основными нуждами ребенка – один из видов жестокого обращения,
характеризующийся отсутствием со стороны родителей или лиц их заменяющих, заботы о
ребенке, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в
результате чего его здоровье и развитие нарушаются (родители или законные
представители не обеспечивают условий для оказания своевременной медицинской
помощи, посещения ребенком образовательного учреждения, не обеспечивают питанием
и одеждой в соответствии с возрастом ребенка и т.д.).
Виды пренебрежений нуждами ребенка:
Пренебрежение физическими потребностями – когда ребенка
недостаточно кормят, часто оставляют голодным, не одевают или одевают
несоответственно погоде, когда ребенок проживает в антисанитарных условиях.
Пренебрежение медицинской помощью - отсутствие ухода за больным
ребенком, когда ребенка не лечат, постоянно забывают давать лекарства, не могут
организовать вакцинацию, не обеспечивают условий для оказания медицинской
помощи.
Недостаточный контроль – оставление ребенка без присмотра,
приводящее к высокому риску несчастного случая, частое оставление ребенка на
попечение посторонних лиц из – за нежелания родителя заботиться о ребенке,
случаи проживания родителей или законных представителей отдельно от ребенка
в течение длительного времени.
Нахождение ребенка в опасной или вредной для него среде – от
экологической обстановки до оставления его в асоциальной среде.
Пренебрежение эмоциональными потребностями ребенка в любви и
внимании.
Пренебрежение потребностями в образовании и обучении – когда
родители не обеспечивают условий для посещения ребенком ДОУ, допускают
пропуски занятий в ДОУ без уважительных причин.
Употребление матерью во время беременности и кормления алкоголя
или наркотиков.
Особенности психического состояния и поведения ребенка:
задержка речевого и моторного развития;
постоянный голод;
требования ласки и внимания;
низкая самооценка, низкая успеваемость;
агрессивность;
утомленный, сонный вид;
санитарно-гигиеническая запущенность;
отставание в физическом развитии;
частая вялотекущая заболеваемость.
Действия сотрудников образовательных учреждений при выявлении фактов
пренебрежения основными нуждами ребенка.
В случае выявления сотрудником ДОУ фактов пренебрежения нуждами
ребенка (например пропуски ДОУ) воспитатель в течение 3 рабочих дней
устанавливает причины выявленных нарушений и предупреждает родителей
(законных представителей) об ответственности за ненадлежащее выполнение
родительских прав.
В случае если родитель не принимает мер к устранению нарушений по
истечении 3 рабочих дней после предупреждения об ответственности,
воспитатель ДОУ сообщает о пренебрежении нуждами ребенка руководителю
ОУ, социальному педагогу и специалисту муниципальной КДНиЗП.
В случае если сотрудником ДОУ выявлен факт проживания ребенка
отдельно от законных представителей (в том числе факт проживания с
родственниками, не являющимися законными представителями ребенка)
сотрудник ОУ в течение 1 дня сообщает о данном факте руководителю
Оставление ребенка в опасности – заведомое оставление без помощи ребенка,
находящегося в состоянии, опасном для жизни или здоровья.
Рекомендации по определению признаков оставления ребенка в опасности.
Ребенок нуждается в неотложной медицинской помощи (имеет повреждения
или обострение заболевания, или находится в состоянии истощения и тд)
Ребенок до 3 лет находится без надлежащего ухода, что угрожает его
физическому здоровью.
Ребенок в течение длительного времени находится дома без надзора
взрослых.
Ребенок остается голодным в течение длительного времени.
Ребенок находится на улице без взрослых в условиях опасных для его жизни
и здоровья или с угрозой высокого риска несчастного случая.
Ребенок, имеющий серьезные соматические или психические расстройства и
нуждающийся в получении медицинской помощи, не получает ее, что может в
ближайшее время привести к нарушению физического или психического
здоровья.
Незамедлительные меры, направленные на обеспечение безопасности жизни и
здоровья несовершеннолетнего при оставлении в опасности.
В зависимости от степени угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего необходимо:
Исключить факторы опасности для жизни и здоровья ребенка.
Обеспечить безопасное пребывание несовершеннолетнего.
При необходимости принять незамедлительные меры по оказанию
медицинской или иной помощи, которая необходима несовершеннолетнему.
Сообщить о факте оставления ребенка в территориальный орган МВД
России.
Принять меры по установлению родителей (законных представителей)
несовершеннолетнего либо установлению места их нахождения.